
Строгих рекомендаций по разработке бизнес-плана не существует, но можно выделить ряд общих советов, которых следует придерживаться, чтобы создать эффективную модель развития вашего проекта. В идеале
бизнес-план должен содержать следующие разделы.
1. Вступление (резюме)
В этой части постарайтесь коротко и максимально информативно изложить суть всего плана. Рекомендуется указать необходимую сумму внутренних инвестиций и финансовых вложений извне; прогнозированные сроки возврата вложенных средств; что является залогом возврата и кто будет поручителем.
Обычно инвесторы обращают внимание именно на вступление. Если планируется привлечь со стороны нескольких инвесторов, целесообразно будет перечислить их всех в резюме к бизнес-плану.
2. Характеристика предприятия и отрасли его деятельности
Здесь отражаются самые важные экономические характеристики компании, которые будут иметь отношение к реализации нового проекта. Приводятся финансовые и экономические показатели, анализируется количественный и качественный состав топ-менеджеров и других сотрудников предприятия, указываются основные достижения, перспективы дальнейшего развития, производственные или партнерские связи компании.
В этом же разделе выполняется анализ отрасли, в которой работает производство, дается краткое описание текущего положения дел в данной сфере.
3. Описание нового товара (продукта или услуги)
Следует указать, какими особенностями обладает товар и чем он отличается от конкурирующей продукции. Также рекомендуется осветить вопросы инноваций и технологий, которые будут использованы при выпуске новинки.
Правильное
написание бизнес-плана предусматривает выполнение описания на таком уровне, чтобы оно было понятно не только узкопрофильным специалистам, но и непосвященному человеку.
Выделяются достоинства нового товара, акцентируется внимание на возможных усовершенствованиях в соответствии с развивающимися потребностями рынка.
4. Маркетинг и стратегии сбыта
В этом разделе необходимо отразить основные пункты будущей маркетинговой кампании и стратегии сбыта, то есть указать, что именно будет мотивировать потенциальных покупателей на приобретение именно вашего товара.
Делается обзор рекламных мероприятий, которые планируется выполнить с целью продвижения нового продукта на рынке, указываются результаты проведенных опросов потенциальных потребителей и пути продаж.
Не секрет, что успешность продвижения товара во многом зависит от применения инновационных подходов не только при выпуске, но и при построении рекламной кампании нового товара. В Школе бизнеса детально освещаются вопросы создания эффективных маркетинговых стратегий, исходя из особенностей определенного вида продукции и новейших разработок в сфере маркетинга и сбыта.
5. План производства
Дается отчет о существующем производстве и/или о планах по наращиванию производственных мощностей с целью выпуска новой продукции. Детально отражаются все специфические моменты, касающиеся производства. Указываются ингредиенты, необходимые для создания новинки. Приводится отчет о налаживания поставок сырья. Называются ориентировочные сроки появления нового товара в свободной торговли.
6. Организационные мероприятия
Этот раздел посвящен данным о разработчиках проекта и организаторах внедрения его в жизнь. Также указываются основные принципы мотивации и системы поощрений персонала своего производства.
7. Финансовые данные
Грамотное написание бизнес-плана предусматривает отражение в этом документе основных финансовых аспектов, касающихся выпуска новой продукции: расходы на производство, расчет себестоимости и предполагаемой прибыли, определение необходимых финансовых вложений и их источников и проч.
8. Направленность, расчет эффективности проекта
Здесь кратко указывается, на какую именно аудиторию рассчитана новинка, делаются прогнозы насчет эффективности внедрения на рынок.
9. Определение возможных рисков и путей их преодоления
Выполняется детальный анализ рисков, имеющихся или предполагаемых в той нише рынка, которую должна занять новая продукция. Учитывается вероятность возникновения непредвиденных обстоятельств. Акцентируется внимание на гарантиях, которые получат инвесторы, принявшие решение вложить деньги в этот проект.
Написание бизнес-плана, несмотря на кажущуюся последовательность и простоту, очень серьезное и ответственное задание, ведь именно от правильности составления этого документа будет зависеть привлечение внешних инвестиций, необходимых для запуска нового проекта. Школа бизнеса поможет вам научиться составлять бизнес-планы, привлекательные для потенциальных инвесторов и убеждающие их вложить деньги именно в ваш проект.