Привычные нам сегодня торгово-развлекательные центры приносят огромные доходы их владельцам. Хотите стать одним из них? Школа бизнеса поможет! Основы написания
бизнес-плана торгового комплекса, нюансы бизнеса – читайте в очередной статье Школы бизнеса.
Суть проекта
Крупные торговые компании будут бороться за место в вашем торговом центре, если вы удачно расположите его в вашем городе. Пусть он будет не таких грандиозных размеров, как тот, что находиться уже в центре города, но всё же… Удачным можно считать место пересечения главных дорог города.
В
бизнес-плане торгового комплекса красиво сформулируйте цель бизнеса. Помимо получения прибыли путём сдачи в аренду торговых площадей, пусть прозвучит и благородная цель. Например, организация досуга жителей такого-то района города. Или более практичную: развитие розничной торговли в городе для удовлетворения потребностей жителей.
Подкрепите актуальность своего проекта анализом экономической ситуации в вашем регионе, исследованием потребностей жителей, конкурентной среды. Если действующие торгово-развлекательные комплексы не покрывают потребности жителей города в товарах и досуговой деятельности, смело организовывайте строительство, но подальше от конкурентов.
Также в описательной части
бизнес-плана торгового комплекса должны содержаться особенности архитектуры здания.
Проект строительства торгового центра
Бизнес-план торгового комплекса можно свести только к проекту его постройки. Следует продумать небольшие павильоны, может даже отвести целый этаж для проведения досуга и развлечений (под кафе, рестораны, бильярдную, игровые автоматы, кинотеатр).
Организация столь крупного бизнес-проекта потребует не малых усилий. Прежде всего, убедитесь, что власти готовы предоставить вам в аренду, или же продать, тот земельный участок, который вы присмотрели. А дальше самое сложное – «бумажная волокита»…
Как один из вариантов можно взять любое строение и предложить городу его реконструкцию (техническое оснащение, капитальный ремонт). Вряд ли от такого вклада в жизнь города вам откажут в субсидиях, которых, впрочем, всё равно не хватит.
Подстрахуемся?!
До момента вложения инвестиций в проект, следует подыскать заранее крупную торговую компанию (или несколько небольших), заинтересованную в размещении своего «филиала» именно в той части города, в которой планируется строительство. Так называемый якорный арендатор (чаще это продуктовый супермаркет). Этим вы подстрахуете себя от «простоя» и потерь с ним связанных.
Если вы будете заранее знать, какого рода компании разместятся в вашем торговом комплексе, вы сможете определить концепцию бизнеса: масштабы проекта и стилевое оформление здания.
Кто может стать вашим арендатором?• Кафе, бары, суши-бары, рестораны, кинотеатры, бильярдные, боулинг, детские досуговые площадки, игровые автоматы.
• Офисные помещения; склады; салон красоты (или только парикмахерская); гостиничные номера.
• Предприятия розничной торговли: стройматериалы, кожаные изделия, нижнее бельё, одежда, обувь, мебель, техника, телефоны, ювелирные изделия, сувениры, косметика, парфюмерия, лекарственные препараты, и, конечно, продукты.
Вариантов, как видите, масса.
Временные рамки
Когда речь идёт о крупном проекте, невозможно обойтись без чёткого графика работ:1. Оценка конкурентной среды, поиск подходящего земельного участка, исследование потребностей населения, разработка
бизнес-плана торгового комплекса.
2. Оформление документов, поиск партнёров, инвесторов, регистрация общества.
3. Поиск строительной компании, архитекторов, а при необходимости и дизайнеров, специалистов по разработке логотипа, торгового наименования.
4. Сроки строительства торгового комплекса (около двух лет).
5. Поиск новых партнёров, торжественное открытие.
Очень важно проявить особую внимательность на этапе строительства! Все требования к сооружениям должны быть соблюдены, как описанные в законодательстве, так и современные требования к зданиям.
Финансы
Инвестиции составят от 40 до 500 млн рублей: от небольшого торгового комплекса в маленьком городе (для жителей с небольшим уровнем дохода) до крупного комплекса в областных центрах России (не в столице!). Будьте готовы к повышению расходов на строительство здания.
Окупаемость – несколько лет. Хотя стабильный доход от арендаторов владелец комплекса будет получать ежемесячно. Для оценки доходов потребуются сведения о стоимости аренды торговых помещений в вашем городе (районе).
Ежемесячные расходы составят: оплата коммунальных счетов, ремонтных работ, на содержание помещения в чистоте.
В Школе бизнеса вы рассмотрели тонкости
бизнес-плана торгового комплекса. Остаётся только заметить следующее: строительство ТРЦ дело выгодное (очень прибыльное), но и требующее крупных вложений. Страх перед рисками мешает предприимчивым бизнесменам вкладываться в строительство в ТРЦ, не все могут себе позволить так рисковать. Если вы разработаете хороший бизнес-план, досконально изучите рынок и представите инвесторам, вы не будете ничем рисковать, но и не станете владельцем прибыльного бизнес-проекта. Хотя всему своё время.