Животноводство процветает во все времена. Именно поэтому Школа бизнеса предлагает вам подобный бизнес как прибыльный и перспективный. Выгоднее всего заниматься свиноводством. Мясо этих животных всегда востребовано, да и породистые поросята стоят немало. Вам понадобится лишь составить бизнес план свиноводческого комплекса. И лучше всего доверить эту важную миссию людям, которые в этом разбираются, то есть профессионалам.
С чего же начать
Школа бизнеса утверждает, что рентабельность подобной затеи довольно высока – где-то на уровне 25 процентов. Итак, как организовать собственный свиноводческий комплекс, а попросту говоря – племенную ферму? Специалисты рекомендуют начинать не менее чем с 300 голов. Только в этом случае есть вероятность, что ваши дела пойдут в гору. В стаде должно быть 150 свиноматок, примерно 10 хряков, а все остальные будут откармливаться и продаваться, чтобы вложенный капитал быстрее к вам вернулся.
Не думайте, что выбрать свиней для стада – очень просто. Бизнес план свиноводческого комплекса учитывает, что маток и хряков при покупке необходимо проверять, изучать их родословную до 4 колена. «Супругов» специалисты рекомендуют приобретать исключительно у разных поставщиков, это нужно, чтобы не допустить родственного спаривания. Ваше племенное стадо окажется под угрозой, если в нем будут неполноценные производители. Но обратить внимание стоит и корма для животных. Существуют специальные корма, подходящие конкретно хрякам, или беременным свиноматкам, или поросятам. Нельзя кормить животных чем попало. Правильную рецептуру можно найти на комбикормовом заводе. Если у вас в стаде примерно 300 голов, то в год понадобится закупать до трех тонн премиксов и кормовых добавок, а также до 400 тонн зерна.
Если вы хотите стать настоящей племенной фермой, то нужно внимательно относиться к формированию материнского стада. Вам понадобится отбраковывать слабых мамаш и «малодетных». Учтите, что даже хорошая свиноматка способна производить сильных и здоровых детенышей всего лишь на протяжении трех-четырех лет, затем ее продуктивность начнет снижаться.
Помещение, оборудование и персонал
Бизнес план свиноводческого комплекса предполагает, что вы арендуете пустующую ферму. Найти такую не слишком сложно. Но прежде чем заселять туда животных, помещение необходимо подготовить. Побелите его, покрасьте, продезинфицируйте загоны, отремонтируйте поилки и транспортеры, если их нет – купите новые и установите. Обратите внимание, что в «материнском» отделении нужно создать самые комфортные условия, там, например, не должно быть сквозняков, понадобится также поддерживать в этом помещении стабильную температуру. В родильном отделении необходимо оборудовать отдельные комнаты-домики. Их следует оснастить лампами, чтобы согревать поросят в первые месяцы их жизни. Необходимо также оборудовать помещения для содержания свиней зимой, и летний лагерь, где они могли бы погреть на солнышке бока и «размяться». Бизнес план свиноводческого комплекса должен все это учитывать.
Оборудование купить несложно. Это реально сделать даже через Интернет. А вот вопрос персонала – проблемный дл нашей страны. На Западе подобные предприятия давно уже все автоматизированы. Там есть кормораздаточные и другие машины. В нашей стране почти все процессы обычно осуществляются вручную. И персонал должен иметь хоть какие-то навыки работы в подобных условиях. Например, свиновод обязан уметь оказывать помощь рожающим свиноматкам и новорожденным поросятам. Вам понадобится нанять разнорабочих, зоотехника и ветеринара. Впрочем, функции двух последних специалистов может выполнять один человек. Подобрать сотрудников можно даже в соседнем селе. Если в вашем стаде 300 голов, то для обслуживания комплекса понадобится нанять примерно 8 человек.
Бизнес план свиноводческого комплекса должен учитывать, что питание свиней в идеале сбалансировано. Только тогда удастся добиться результатов. Нельзя утверждать, что свинья – животное всеядное. Каждому возрасту и породе подходят лишь определенные корма. И с этим нужно разобраться.
Стоит подумать и о решении вопроса сбыта. На некоторых мясных фермах большую часть породистых производителей используют не по назначению. Более разумно сбывать племенной молодняк в небольшие частные хозяйства. Как это сделать? Просто вывозить в базарные дни поросят на местные рынки. Их обычно быстро разбирают. Рекламировать своих свиней можно на различных животноводческих и сельскохозяйственных выставках. Там реально встретить и потенциальных заказчиков, и коллег «по цеху», с которыми можно обмениваться поросятами.
Организовать такой бизнес можно, имея стартовый капитал в размере около 100 тысяч долларов. В эту сумму войдет и закупка стада, и оборудование свинарника, и закупка кормов. Вы отобьете вложенные деньги только после того, как вырастите два-три поколения поросят. Таким образом, окупится бизнес года через три.