Сегодня определенно происходит рост отечественного консалтингового рынка. Например, только в Петербурге зарегистрировано больше 1000 консалтинговых компаний. Это стало суровой необходимостью или же это просто дань моде?
«Консалтинг (от англ. сonsulting) – представляет собой консультирование производителей, продавцов, покупателей в области технической, технологической и экспертной деятельности; услуги в сфере исследования и прогнозирования рынка, разработки маркетинговых программ и прочее, которые предоставляются специализированными консалтинговыми компаниями».
Большая часть консалтинга в мире представляет собой аудит, а в последнее время очень быстро увеличивается доля IT-консалтинга. Дальше в статье будет рассматриваться другое – консалтинг в сфере решения бизнес-проблем. Утверждать то, что какие-то стандарты были приняты на всем консалтинговом рынке нашей страны еще слишком рано, – он очень молод. Российские консультанты, как правило, имеют 3-8 лет профессионального стажа, ведь в СССР подобного бизнеса формально не существовало...
Врачебный опыт
В то же время, существуют профессии, которые консультируют на протяжении столетий и даже тысячелетий, и каждый из нас с ними регулярно сталкиваетесь. Это врачи, священники, педагоги, юристы. Другой дело, что, как правило, это не называется «консалтингом», однако дело же не в названии, верно?
Следует обратить внимание на несколько приемов, наработанных эскулапами. Прежде всего, все население без учёта возраста, пола, образования и уровня доходов знает, что доктор, в первую очередь, расспросит вас и произведет запись в карточку «со слов больного…». Кроме того, проверит жалобы пациента, послушает, направит на анализы, установит диагноз, который, может значительно отличаться от жалоб больного.… И, в конце концов, наметит план решения задачи, а точнее - план лечения.
Интересен опыт, который был поставлен в Харькове: в участковой поликлинике работал высокопрофессиональный психотерапевт, и к нему были направлены все посетители, перед тем, как их пропускали к любому врачу… Выяснилось, что около 50% больных (большинство которых пенсионеры), далее не шли. Скорее всего, этим людям было необходимо совсем не лечение, а «общение по поводу их лечения»…
Не стоит забывать и о том, что люди с детства знают о том, что лекарство может быть «горьким», а лечение – болезненным.
У консультантов, разумеется, сам процесс отличается, но, тем не менее, аналогии просматриваются прямые.