Перед тем как открыть банк, нужно вспомнить, что сфера банковской деятельности зависит от государственного регулирования. Поэтому системы управления и планирования должны быть очень эффективными, а для этого нужно тщательно проработать
бизнес план банка, в чём вам поможет Школа бизнеса.
Согласно Федеральному закону ФЗ № 395-1 «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990г. вам потребуется
бизнес план банка на всех этапах формирования бизнеса, начиная с его регистрации и получения лицензии на осуществление банковских операций.
Инструкция ЦБ РФ 109-И от 14.01.2004г. "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществления банковских операций" также потребует от вас предоставить
бизнес план банка, если вы решите расширить сферу деятельности или реорганизовывать банк.
Основные моменты
Существуют определённые требования как к содержанию бизнес плана банка, так и к его оформлению и приложениям. Каждый бизнес план в этом отношении уникален хотя бы потому, что у банков разные цели и задачи, однако описание некоторых моментов является обязательным. Школа бизнеса поможет вам определить, какие именно.
Для того чтобы разработать качественный
бизнес план банка, нужно учесть Указания ЦБ РФ № 1176-У «О бизнес-планах кредитных организаций» от 05.07.2002г. Он прямо указывает, что бизнес план составляется на два календарных года, начиная с момента получения лицензии, и должен содержать основные параметры для того, чтобы ЦБ РФ оценил способность будущего банка обеспечивать финансовую стабильность, следовать требованиям законодательства, имел возможность долго и безубыточно существовать, а также имел хорошую систему управления.
Общая информация об организации и основные документы
Это – первое, что должен описать и предоставить
бизнес план банка. А так как открытие банка контролируется государством, без множества лицензий не обойтись. В этот раздел бизнес плана входят: полное наименование организации; сокращённое её название; год создания; дата выдачи и номер рублёвой лицензии; номер и дата выдачи лицензии на осуществление банковских операций с рублёвыми средствами и средствами в иностранной валюте; номер и дата выдачи лицензии на привлечение денежных вкладов от физических лиц как в рублях, так и в иностранной валюте; номер и дата выдачи лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг.
Здесь же вы должны предоставить юридический, фактический и почтовый адреса; номера телефонов, телефаксов и телекса; коды общероссийского классификатора; историю изменения типа собственности банка или его организационно-правовой формы, если таковая имеется; список первоначальных учредителей; тип частной собственности и организационно-правовой формы собственности; список участников банка в настоящее время с указанием долей уставного фонда в рублях или процентах.
Также нужно указать все филиалы и отделения банка, банки-корреспонденты, НОСТРО- и ЛОРО-корреспонденты.
Услуги, предоставляемые банком
Перед тем как открыть банк, вы должны чётко обозначить перечень предоставляемых услуг, который также обязаны внести в
бизнес план банка.
Итак, вы можете совершать следующие операции и сделки в рублях и валюте:• привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц, как до востребования, так и на определённый срок;
• размещать привлечённые денежные средства от своего имени и за свой счёт;
• открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц;
• осуществлять расчёты по поручениям юридических и физических лиц;
• инкассировать денежные средства, вексели, платёжные и расчётные документы;
• производить кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
• покупать и продавать иностранную валюту в наличной и безналичной формах;
• выдавать банковские гарантии;
• предоставлять в аренду физическим и юридическим лицам банковские сейфы для хранения ценностей и документов;
• оказывать дополнительные консультационные и информационные услуги;
• производить дистанционное управление счетами с помощью системы «Банк – Клиент»;
• производить операции с основными валютами и оказывать услуги валютного контроля;
• вкладывать средства в ценные бумаги, как государственные, так и корпоративные;
• предоставлять кредиты предприятиям и физическим лицам.
Система управления банка
В этом разделе бизнес плана банка вы должны подробно описать численность основного состава, Совета директоров с указанием председателя Совета, Правления с указанием председателя Правления, а также аудиторскую компанию и перечень всех основных её документов. Здесь же указывается распределение уставного капитала по всем участникам с указанием долей в процентах либо в рублях.
Организационная структура также должна указать все имеющиеся отделы и подразделения, области их компетенции и ответственности, распределение обязанностей, подчинённые связи, порядок работы, основные и дополнительные функции и задачи.
В этом же разделе нужно указать все виды рисков, которым будет подвергаться банк, пути их минимизации и устранения; системы внутреннего и внешнего контроля.
Техническое оснащение банка
В этом разделе бизнес плана банка нужно подробно осветить специфику помещений, подготовленных для банковской деятельности. Это оборудование операционного и кассового зала, хранилища и прочих отделов, которые подпадают под требования Положения ЦБ РФ от 25.03.97 № 56 "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ". Нужно составить подробный перечень всех кассово-счётных машинок, контролирующих и весоизмерительных приборов, сейфов, справочной литературы, упаковщиков, аппаратуры сигнализации и прочее. Также нужно предоставить полный перечень используемого программного обеспечения.
Основные статьи расходов и доходов банка
Доходы банка будут складываться из:• положительной курсовой разницы по операциям в иностранной валюте;
• комиссии, полученной по операциям с иностранной валютой;
• доходов по операциям с ценными бумагами;
• процентов, полученным по различным видам кредитов;
• операционных доходов;
• доходов по операциям с драгоценными металлами.
Расходы банка будут состоять из:• отрицательной курсовой разницы по операциям в иностранной валюте;
• комиссий, уплаченных по операциям с иностранной валютой;
• процентов, уплаченных по кредитам и различным счетам;
• хозяйственных расходов и расходов на содержание аппарата управления (аренда, зарплата, реклама, налоги);
• расходов на создание резервов.