Сметана – это национальный продукт в России. За рубежом сметану знают как «русские сливки» и употребляют относительно недолго – с окончания второй мировой войны. Производство сметаны из сливок включает в себя фазу молочнокислого брожения, что изменяет белок молока. Именно поэтому сметана так хорошо усваивается организмом, пользуясь особенной популярностью у людей с истощением, малокровием, депрессией и плохим пищеварением. Она содержит органические кислоты, множество витаминов, полезных макро- и микроэлементов. Однако
бизнес план производства сметаны помимо ей полезности и всеобщей народной любви к этому продукту должен учитывать массу прочих факторов, о чём вам расскажет Школа бизнеса.
Этапы производства сметаны
Сметана производится из сливок и в зависимости от содержания жира в молоке может изготавливаться разного качества: от 10 до 40% жирности. Традиционная классическая сметана имеет жирность 30%. Чтобы это обеспечить, изначально молоко сепарируют до получения сливок, а затем, чтобы сырьё стало однородным, сливки нормализуют, т.е. при необходимости разбавляют молоком. В этом случае на упаковке указывается использование нормализованных сливок. Готовые сливки пастеризуют и охлаждают до температуры заквашивания.
Бизнес план производства сметаны описывает два способа получения продукта: термостатный и резервуарный, с гомогенизацией сливок либо применением обработки низкими температурами перед сквашиванием. Первый метод используется для получения низкожирных видов сметаны, для этого сливки заквашивают, фасуют в стеклянную тару, ставят на определённое время в термостатную камеру, после чего охлаждают. Второй метод отличается тем, что сквашивание происходит в резервуарах до образования сгустка, который затем перемешивают и фасуют в транспортную либо сразу потребительскую тару. Охлаждается и созревает сметана в холодильных камерах.
Закваска для сметаны – это чистые бактериальные культуры сливочных и молочнокислых стрептококков. Они придают сливкам необходимую кислотность, после чего масса охлаждается и около суток созревает, приобретая густоту и характерный вкус настоящей сметаны.
Требования к продукту
Поскольку процесс изготовления сметаны – дело трудоёмкое, классический качественный продукт можно найти в магазине нечасто. Производители уменьшают затраты и упрощают производство за счёт добавления в сметану различных компонентов, которых там быть не должно: растительные жиры, сою, сухие сливки либо молоко, стабилизаторы и консерванты и прочие вещества. В результате сметана не обладает всеми полезными свойствами кисломолочного продукта, да и внешний вид у неё совершенно другой. Как правило, в этих случаях сметаной называют растительно-сливочную пасту, кисломолочную сметанную пасту, термизированную сметанную пасту либо пастеризованную сливочно-растительную пасту. Если ваш
бизнес план производства сметаны рассчитан на такой продукт, то нужно иметь в виду, что его состав вы всё-таки обязаны донести до покупателя, обозначив его на упаковке. Кроме того, по ГОСТу Р 52092-2003 вы не имеете права называть сметаной продукт, содержащий сою, а использование растительных жиров должно быть отображено как в составе продукта, так и в его названии.
Настоящая сметана содержит только сливки и закваску, имеет срок хранения не более 72 часов в негерметичной упаковке и не более 14 суток в герметичной упаковке, а также не подвергается высокотемпературной обработке (пастеризации, стерилизации и т.п.). Это густая, однородная масса с глянцевой поверхностью и чистым кисломолочным вкусом, равномерным белым или кремовым цветом.
Бизнес план производства сметаны такого качества должен учитывать, что стоить конечный продукт будет дороже, и потому стоит заранее сделать анализ рынка на предмет готовности к этому потенциального покупателя. Сегодня люди всё чаще делают выбор в сторону качественного питания, однако не все готовы платить цену, порой вдвое и больше превышающую обычную.
Организация мини молокозавода
Решить проблему цены и качества может свой мини молокозавод. В этом случае
бизнес план производства сметаны строится на том, что закупка свежего цельного молока осуществляется у местных молочных ферм. Таким образом сырьё обходится существенно дешевле и не подвергается долгой транспортировке, что сказывается на качестве получаемой сметаны. Такая продукция уже конкурентоспособна и будет стабильно пользоваться спросом.
Для установки такого молочного завода требуется небольшая площадь и относительно небольшие инвестиции. Существует также хороший выбор уже готовых передвижных модульных молокозаводов, стоимость которых колеблется от 600 000 до 1 млн. рублей. Для реализации
бизнес плана производства сметаны достаточно купить понравившийся комплекс, привезти его на купленный либо арендованный участок и подключить его там. Для обслуживания производства понадобится 3-4 работника.
Этот план хорош ещё и тем, что можно постепенно расширять производство, по мере необходимости подключая новые модули.