Мечта любого юриста – собственная юридическая контора. Людям не столь далёким от этой профессии хорошо известно, как востребованы в современном мире услуги юриста, поэтому и им идея создания юридической фирмы кажется весьма привлекательной. Достаточно нанять грамотных юристов и они будут приносить немалую прибыль. Школа бизнеса раскрывает перспективность бизнеса, даёт рекомендации, и, конечно, предоставляет типовой
бизнес план юридической фирмы.
Начните с малого (стратегия развития)
Прежде чем перейти непосредственно к
бизнес плану юридической фирмы проведём «стратегическое планирование». Фирма может состоять из 1-2 юристов. Вы практически ничего не теряете (вложения будут минимальными), только приобретёте. По истечении времени вы сможете определиться: стоит ли развивать «юридический» бизнес в данном месте, а если и стоит, то в каком направлении.
Как показывает практика, в услугах юриста нуждается каждый третий и гораздо чаще, чем это может показаться (раз в три года). Не зря говорят, что в суды обращаются, как правило, одни и те же лица. Поэтому, если вам удастся заполучить хоть одного клиента и он останется доволен, он вернётся к вам и не раз и приведёт с собой знакомых.
Для начала ориентируйтесь на местное население (на физических лиц, а не юридических). С годами фирма обретёт свой авторитет и уже тогда можно расширять поле своей деятельности (переходить и на оказание услуг юридическим лицам – представительство в арбитражном суде, у мировых судей и т.п.). Вы можете организовать ИП, но если у вас столь далеко идущие планы лучше сразу организовать ООО, но при условии наличия хорошо спланированного и обоснованного бизнес-проекта. И не забудьте перейти сразу во время государственной регистрации фирмы на упрощённую систему налогообложения (УСН). Малому бизнесу ни к чему лишние расходы, в том числе на зарплату бухгалтера или оплата разовых услуг специализированный фирм.
Итак, бизнес-план
Исходя из такой скромной, но далеко ведущей стратегии и составляйте
бизнес план юридической фирмы.
Его основными разделами станут:• описательная часть (организационно-правовая форма, уточнение вида услуг, социальная польза предприятия, месторасположение, площадь офиса, рабочие места, режим работы);
• анализ рынка юридических услуг и конкуренции (не все юридические конторы могут предложить клиентам высокопрофессиональную помощь – сыграйте на этом);
• маркетинговый план (не смотря на то, что фирма небольшая потребуется серьёзно подойти к вопросу рекламы);
• финансовый план;
• риски (снижение ставок на услуги у конкурентов).
Рассмотрим отдельные важные моменты вашего
бизнес плана юридической фирмы.
Помещение, обстановка, затраты
В
бизнес плане юридической фирмы большую часть займёт, пожалуй, финансовый расчёт. Для размещения одного юриста достаточно офиса в 4-5 кв. метров (2,5 тыс. рублей в месяц за аренду), начальству необязательно целый день наблюдать за его работой. А если вы и директор, и юрист в одном лице на своей фирме, тем более много места вам не потребуется. Но подойдите ответственно к выбору здания под ваш офис. В нём должны находиться офисы подобные вашему, и, разумеется, без конкурентов.
Будьте готовы к неожиданным сборам – на приобретение хозяйственно-бытовых товаров (чистящих средств, туалетной бумаги), оплату труда уборщицы на этаже (не только в вашем офисе). Может понадобиться даже коврик к парадной двери.
Можно обойтись «малыми жертвами», если завести в офис свою мебель (из дома). Вам понадобиться шкаф (5,5 тыс. рублей), стол (около тысячи рублей), 3-5 стульев (2-4 тыс. рублей), в том числе для клиентов. Лучше приобрести стол побольше, или два, один из которых для удобства клиентов.
Из оргтехники: компьютер (20 тыс. рублей, можно пока свой поставить) с выходом в Интернет (около 1 тыс. рублей в месяц), принтер (5-7 тыс. рублей). Не во всех офисных зданиях проведён Интернет, вы можете приобрести съёмный комплект подключения к сети (модем типа флэшнакопителя).
Желательно иметь в офисе проведённую телефонную линию. Но вполне подойдёт и короткий номер для вашего сотового телефона. Найдите выгодный вариант у операторов мобильной связи. Например, безлимитный тариф за 1,5 тыс. рублей в месяц.
Не забудьте и о канцтоварах (2 тыс. рублей).
Реклама
Наружная вывеска внушительных размеров (на всю ширь здания) обойдётся в 20 тыс. рублей. В обязательном порядке реклама в местных бесплатных газетах и желательно в более качественном издании (например, глянцевый журнал, посвященный обзору предприятий и услуг ими предоставляемых населению города). Не забудьте и о визитках (около 1,5 тыс. рублей за приличную стопочку визиток – хватит надолго). Очень действенны рекламные статьи – отличный PR ход.
Доходы
Консультация юриста стоит от 600 рублей. Представительство в суде: 1 день – 1,5 тыс. рублей. Ведение дела от и до оплачивается, начиная с 10 тыс. рублей.
Первые месяца клиентов либо вообще не будет, либо придёт несколько любопытных. Дальше будет проще. В месяц ваш юрист или вы сами сможете заработать около 40 тыс. рублей при нормальном графике работы: с 9.00 до 18.00. Первое время его лучше увеличить, не все клиенты могут посетить вас в своё рабочее время.
Из
бизнес плана юридической фирмы небольших размеров видно, что для её открытия особых затрат не требуется (по самым скромным подсчётам – 70 тыс. рублей + заработная плата юриста). Но, Школа бизнеса обращает ваше внимание: всегда бывают небольшие неожиданности, такие как подключение к безлимитному тарифу, замена оторвавшейся вывески, двухмесячный простой, поэтому желательно иметь n-ую сумму денег про запас.