Агентства недвижимости сейчас на пике популярности. Желающие продать, обменять, сдать в аренду или купить квартиру не могут обойтись без помощи риэлторов. И поскольку агентства получают процент от сделки, это очень прибыльный и не хлопотный вид бизнеса. Большая конкуренция и финансовый кризис в стране резко снизили доходы агентств недвижимости, но, если в вашем городе обстановка благоприятная для открытия собственного агентства, Школа бизнеса предлагает ознакомиться с примерным
бизнес планом агентства недвижимости, прежде чем взяться за разработку собственного.
Конкуренция
Агентств недвижимости великое множество, даже в небольших городах. В Москве их более трёх тысяч. В каждом работает по несколько десятков агентов. Но, учитывая численность населения столицы (около 15 млн, 2 из которых – приезжие), на несколько клиентов свой агент. Проведите подобный расчёт применительно к вашему городу, и вы поймёте, стоит ли разрабатывать
бизнес план агентства недвижимости.
Требования закона к риэлторской деятельности
Госстандарт РФ содержит в себе требование по сертифицированию брокерских услуг. Именно эту процедуру вам придётся пройти, помимо государственной регистрации предприятия, для открытия агентства недвижимости.
Спектр услуг
Риэлторские агентства отличаются друг от друга предоставляемыми услугами. Это видно из их объявлений в печатных СМИ. Отразите в
бизнес плане агентства недвижимости свой спектр услуг.
Полный перечень услуг, предоставляемых риэлторскими агентствами:• сдача жилья в аренду на любой срок;
• купля-продажа недвижимости;
• сопровождение сделок с недвижимостью;
• оформление документов;
• юридические консультации, расследование, представительство в суде;
• подбор жилья на ваших условиях, в том числе по субсидиям, сертификатам (жилищный, материнский, военный), ипотеке;
• приватизация жилья;
• наследство;
• оформление гаражей, садов, земель.
Какие услуги населению готовы предложить вы? Всегда можно начать с узкоспециализированной деятельности. А главное, при составлении
бизнес плана агентства недвижимости ответьте себе на другой важный вопрос: в чём будет выражаться «изюминка» в работе вашего агентства? Бесплатные консультации, выгодное предложение (самый низкий процент от сделки по сравнению с конкурентными фирмами – 3%; ипотека под 12% годовых)… Не забывайте о здоровой конкурентной борьбе.
Вложения, прибыль, окупаемость
При сложности оформления всех документов для открытия агентства больших вложений не требуется. Отразите в
бизнес плане агентства недвижимости месторасположения и все возможные расходы.
Расположите агентство вблизи других офисов, в деловом центре города. Помещение в 20 кв. метров (3 кабинета) вполне можно арендовать. Соорудите приемную, отдел для сотрудников, кабинет руководителя.
Вам потребуется:• небольшой офис (оплата за 20 кв. м составит 15-20 тыс. в месяц с коммунальными платежами, возможно, понадобиться произвести косметический ремонт),
• несколько сотрудников (5-10 агентов, секретарь, бухгалтер),
• мебель (15-30 тыс. рублей),
• оргтехника и программное обеспечение (100 тыс. рублей, возможно, потребуется проведение телефонной линии, Интернета),
• грамотная рекламная компания (30 тыс. рублей при организации бизнеса, а затем 5-10 тыс. рублей в месяц) – и вы уже можете приступать к работе.
Фонд оплаты труда агентов формируется от прибыли (40-50% от сделки), бухгалтера, секретаря – около 35 тыс. в месяц. За уборку помещения можно доплачивать сотрудникам, не нанимая уборщицу.
Итого вложения составят 180-220 тыс. рублей. Что и составляет средний размер ежемесячной прибыли агентства недвижимости (при 5% от сделки прибыль в 200 тыс. рублей в месяц от 5 агентов). При ежемесячных расходах в 150 тыс. рублей (на аренду, коммунальные платежи, на рекламу, в фонд оплаты труда), вложения вернуться вам в течение пяти месяцев.
План развития бизнеса
Возможно, первый год существования агентства недвижимости будет приносить одни убытки, в связи с чем стоит подумать об объединении направлений бизнеса (одна компания предлагает несколько схожих услуг). Риэлторские услуги и кредитование, например.
И ещё несколько советов от Школы бизнеса. Первое время все силы пустите на наработку клиентской базы. Обеспечьте себя клиентами, предоставьте возможность в случае чего обращаться прямо к вам: рекламой, привлекательной вывеской, личными звонками (не сильно надоедайте, но напоминайте о себе), через знакомых. Возможно сотрудничество с конкурентами, с агентствами узкого профиля.
Итак, основными разделами бизнес плана агентства недвижимости станут: • описательная часть, где вы отразите цель и задачи бизнеса, месторасположения, предполагаемый спектр услуг;
• исследование рынка (конкуренция, спрос, прибыльность бизнеса);
• финансовая часть (инвестиции на открытие агентства, ежемесячные расходы, доходы и окупаемость);
• риски и пути развития.