Школа бизнеса продолжает серию статей о фермерских хозяйствах. И сегодня мы уделяем внимание
бизнес-плану молочной фермы.
Крестьянские хозяйства приносят хорошую прибыль, а продукция молочных ферм востребована всегда, даже не смотря на наличие конкурентов. Молочную продукцию можно реализовывать как самостоятельно, так и через торговые точки, а также продавая молоко в качестве сырья близлежащим молокозаводам. Грамотно составленный
бизнес-план молочной фермы наглядно отразит всю перспективность бизнеса. Рассмотрим в Школе бизнеса его основные разделы.
Бизнес-план молочной фермы будет содержать: обоснование проекта (подобно вышеизложенному абзацу), анализ ситуации на рынке, описание, финансовая часть.
Анализ ситуации на рынке
Министерство сельского хозяйства всячески поддерживает фермерство льготами, единовременными выплатами, компенсацией расходов. Скорее всего, в вашем регионе скоро появятся и молочные фермы. Опередите своих конкурентов.
Помимо обзора конкурентной среды
бизнес-план молочной фермы должен содержать сведения о спросе. Найдите молокозаводы, которые предпочтут сменить поставщиков сырья (предложите более выгодные цены или экономию на транспортных расходах, если ваша ферма будет находиться ближе, чем их нынешние поставщики).
Обойдите местные рынки, узнайте, есть ли возможность занять место на рынке и продавать молоко населению в небольших количествах (1 цистерна молока) по низким ценам. Уверяем вас, к вам всегда будет выстраиваться очередь. Целый день торговать не придётся, буквально до обеда всё привезённое молоко раскупят. Жители городов ценят качественный продукт, и многие «магазинное» молоко просто не переносят («слишком разбавленное»). А низкие цены по сравнению с теми же магазинами приведут к вам дополнительных покупателей.
Главное позаботиться о качестве. Скиснувшее молоко не продавать! Тара должна быть идеально чистой. А свидетельство о качестве продукта – висеть на видном месте. Заручитесь поддержкой Роспотребнадзора.
Возможно, вам удастся найти магазины, торговые точки на рынках, хозяева которых возьмут на себя реализацию вашего товара. Этим вы сэкономите время и избежите лишних трудностей в своём бизнесе.
Описание проекта
В этом пункте
бизнес-плана молочной фермы следует описать месторасположение фермы, её удалённость от партнёров, молокозаводов, городов (рынков и других точек реализации). А также условия содержания скота (описать помещения, т.е. коровник, доильник и их техническое снабжение).
Следует также указать организационно-правовую форму ведения бизнеса (она будет зависеть от масштабов фермы) и режим налогообложения. Для владельца молочной фермы подойдёт режим налогообложения – единый сельскохозяйственный налог. Режим ЕСХН похож, по принципу выплаты налогов, на упрощённую систему налогообложения. В этом режиме в качестве объекта налогообложения принято 6% от разницы доходов и расходов.
Ферма, способная вместить около 150 голов скота в коровнике, будет приносить очень неплохую прибыль при сравнительно небольших затратах на персонал. Но масштабы ферм могут доходить и до количества 500 голов – опытные фермеры считают такой вариант самым прибыльным.
Породу коров выбирайте такую, чтобы в будущем иметь хороший надой, например, голштинскую.
Финансовая часть
Постройка или аренда коровника, закуп скота, оборудования для фермы, затраты на корм и содержание коров, автомобиль с прицепом-цистерной для реализации молока населению – вот основные статьи расходов. Некоторые фирмы (импортные) готовы снабдить вас не только оборудованием, но и подобрать породу скота, корм. Упростите себе жизнь, найдите таких партнёров. Вы можете так же воспользоваться услугой молочная ферма «под ключ». Даже процесс надоя может быть полностью автоматизированным.
Идеальная картина существования молочной фермы: 75 тыс. литров молока от 150 коров в месяц обеспечат вас доходом, а при грамотной организации дела и перспективой развития бизнеса, например, запуск собственной линии разлива и расфасовки молока. Частью продукции будут снабжаться молокозаводы (около 20%), другой (80%) – население. Конечно, выгоднее продавать молоко населению: 1 литр молока в качестве сырья для завода стоит 5-6 рублей; для населения – 20 рублей (дешевле и качественнее, чем в магазинах города). Ежемесячный доход составит 1,3 миллиона рублей.
Срок окупаемости проекта молочной фермы может составить до 5 лет.
Бизнес-план молочной фермы придётся уточнять в зависимости от уровня и тенденций спроса в вашей местности, от месторасположения партнёров и точек реализации, от размеров инвестиций и многих других небольших нюансов. Школа бизнеса советует прочесть статью о требованиях к составлению бизнес-плана.