Приобретая
готовый бизнес, вы должны полностью отдавать себе отчет в том, что решение связанное с его покупкой может являться началом становления вашей карьеры в сфере частного предпринимательства. Однако, следует учитывать, что существует целый ряд нюансов финансового, социального и психологического характера, которые вы должны предварительно изучить.
В первую очередь, вы детально должны представлять, из каких составляющих складывается покупаемый вами готовый бизнес. При условии, что в данном случае понятие бизнеса «под ключ» подразумевает под собой какое-либо товарищество или функционирующую частную структуру, то при его приобретении вы автоматически становитесь полноправным хозяином имущественных ценностей и оборудования, клиентуры, товарооборота, материальных запасов, торговой марки и других элементов, на которые после заключения договора купли/продажи бывший владелец более не имеет права претендовать. Еще перед этапом заключения сделки, вы должны тщательным образом изучить финансовую составляющую выкупаемого бизнеса. Прежде всего, это делается для того, чтобы изучить вопрос налогообложения и сроков амортизации на виды приобретаемой вами собственности.
При условии, что в ваших планах стоит приобретение какой-либо корпорации, тогда, скорее всего, процедура покупки бизнеса будет сводиться к выкупу контрольного пакета акций, который в будущем даст вам право не только производить управление данной компанией, но и осуществлять строгий контроль над ее деятельностью. Компания, подлежащая продаже, в таком случае не меняет своего статуса, как юридическое лицо, а структура функционирования остается в пределах прежнего алгоритма.
Договор – основной документ при операции покупке готового бизнеса
В качестве основного документа, фиксирующего переход предприятия от одного владельца к другому, является договор, подлежащий заверению у нотариуса. Необходимо отдавать отчет в том, что ваша защищенность в качестве нового хозяина компании будет напрямую зависеть от того, насколько тщательно составлен договор продажи бизнеса, все ли нюансы учтены в нем. Например, отличной гарантией в случае возникновения долговых расписок, не погашенных бывшим владельцем, будет являться трехпроцентный залог от общей стоимости предприятия, полученный вами при оформлении сделки купли/продажи.
При условии, что при
покупке бизнеса к вам переходят и сотрудники, наем которых был осуществлен прежним владельцем компании, с особой тщательностью рекомендуется проверить бухгалтерию на предмет выявления задолжностей по заработной плате. Ведь при обнаружении таковых, ни служба налогообложения, ни комитет по трудовому законодательству, не будут производить детальную проверку на предмет «кто виноват». Поэтому, существует очень большая вероятность, что такой вид задолжности, переданный вам вместе с бизнесом, придется погашать исключительно вам.
Чтобы избежать такого рода финансовых неприятностей, настоятельно рекомендуется с помощью нанятого профессионального бухгалтера произвести детальную проверку всей финансовой отчетности, связанной с бизнесом, выставленным на продажу. При этом, грамотно составленный договор купли/продажи должен иметь в числе одной из составляющих и финансовый отчет за предыдущий период. Тот факт, что прилагаемые к договору отчеты должны полностью соответствовать данным, хранящимся в налоговой комиссии, скорее всего, в разъяснениях не нуждается.
Безусловно, профессионально составленный договор, способен оказать вам неоценимую помощь в процессе, непосредственно, самих торгов на этапе покупки бизнеса. Однако, вместе с этим, нужно учесть тот факт, что данный документ может содержать некоторые погрешности, которые могут быть допущены как по невнимательности, так и специально. Для дополнительной проверки вам самому придется вплотную подойти к маркетинговому анализу, изучению статистических данных по деятельности предприятий подобной направленности. Именно такая своеобразная
Школа бизнеса в дальнейшем даст вам уверенность в том, что вы располагаете достоверной информацией, связанной с внутренней бухгалтерией вашего нового предприятия.
Как определить стоимость готового бизнеса?
Если же, напротив, вы решили продать собственный бизнес, то, наверняка, перед вами существует проблема адекватной оценки его рыночной стоимости. Разберем некоторые варианты расчета материального вознаграждения, на которое вы вправе рассчитывать, выставляя на продажу свое дело.
Понятие «доходности» является основополагающим звеном, определяющим рыночную стоимость вашей компании. Отбросив специальные термины, можно сказать, что доходность является не чем иным, как чистой прибылью, которая остается у владельца бизнеса после выплаты им налогов и зарплаты рабочим.
В условиях нестабильности отечественной экономики, а также в том случае, если ваша компания находится на арендованной территории, вы можете рассчитывать на рыночную стоимость бизнеса, не превышающую суммарную вашу доходность за промежуток от семи до восемнадцати месяцев. Если же в вашей собственности находится не только предприятие, то и территория, на которой оно расположено, тогда вы вправе рассчитывать на более выгодные условия при выставлении на продажу своего бизнеса. Например, на сумму всех ваших доходов за временной интервал от 24 до 60 месяцев.
Кроме этого, цели инвестора также могут оказать одну из главных ролей в процессе оценки вашего бизнеса. К примеру, если выкуп предприятия осуществляется с целью перепродажи третьему лицу, то уровень вашей доходности уже не столь важен. Тогда уже главенствующую роль играет вопрос спроса и предложения на товары или услуги, реализуемые вашим предприятием.