Рынок природного камня в России достаточно обширен – сейчас на нем представлено не менее пятисот фирм, как торговых, так и консалтинговых. Концентрируются они в основном в крупных городах. Безусловный лидер Москва, однако заметные игроки есть и в Казани (ООО «Природный камень»), Екатеринбурге (ЗАО «Эталон»), Самаре (СК «Диамант»), Новосибирске (ООО «Гранул-Новосибирск»), Тюмени (ООО «Солитон»), Волгограде (Сеит ltd).
Наша страна признается как один из важных участников мировой отрасли добычи и сбыта природного камня: об этом свидетельствует тот факт, что самая представительная тематическая выставка во всей Восточной Европе, «Экспокамень», проходит именно в Москве. Ежегодно она собирает десятки стран-участниц.
Какая продукция наиболее востребована?
По оценкам специалистов, объем российского рынка составляет не менее 500 миллионов долларов, но в эту цифру входит и импорт. Соотношение следующее:
- на долю полуфабрикотов, плит приходится около четверти продукции,
- мелких изделий (плитка и т.д.) – чуть больше трети,
- архитектурных деталей – 11%,
- материалов для дорожного строительства – 6,8,
- памятников – пятая часть.
Таким образом, самый востребованный товар – это плитки и модульная продукция. В магазинах (
www.elegant-stone.ru) представлены плитки размеров 40х40 см, 30х30 см, 30,5х30,5, 40х60, 30х60. Толщина чаще всего 2 сантиметра, изредка – полтора. Сантиметровые есть в продаже, но они менее практичны и потому покупаются редко.
Каковы потребители на российском рынке?
Заводы-производители сотрудничают с частными и корпоративными клиентами, причем первые оказываются более привлекательными.
Коммерческие потребители – это:- Госмонополии и их филиалы в регионах («Газпром», РАО ЕЭС и т.д.),
- Администрации субъектов федерации, городов,
- Средние и крупные частные предприятия (банки, рестораны, гостиницы и т.д.)
- Торговые агенты,
- Архитекторы и дизайнеры.
Для них характерны крупные сделки с серьезным подходом, работа на комиссионной основе. Сотрудничают только с проверенными поставщиками.
Прямые потребители подразделяются на три категории:- Частные лица – хозяева квартир, коттеджей,
- Небольшие строительные бригады,
- Частные дизайнеры.
Текущая ситуация такова, что рынок прямого потребления нуждается в усиленном развитии. Коммерческие заказы составляют более половины всего объема (55-60%).