Открытие кинотеатра – бизнес не самый дешёвый, однако энтузиасты от киноиндустрии знают: этот рынок ещё не заполнен полностью. Поэтому при составлении грамотного
бизнес плана кинотеатра вы можете неплохо заработать, и в этом вам поможет Школа бизнеса.
Анализ рынка
Перед тем как открыть кинотеатр, вам нужно определиться, будет ли это один кинотеатр или целая сеть. С одной стороны, для сети кинозалов потребуется гораздо больше вложений, десятки миллионов долларов. Однако управлять сетью кинотеатров с точки зрения издержек не намного труднее, чем одним, и вообще преимуществ у сети гораздо больше: содержание управляющей компании удешевляется, издержки снижаются, вырабатывается единая концепция, при которой появляются различные дополнительные бонусы… Сроки окупаемости кинотеатров растут с каждым годом, поэтому выгодно расширяться как можно динамичнее. И потому с точки зрения прибыльности единичный кинотеатр уже вызывает некоторые сомнения.
Бизнес план кинотеатра также подразумевает, что сеть кинозалов получит множество скидок от поставщиков. Кроме того, и рекламодатели стараются выбрать многозальную сеть, что опять же приносит хороший дополнительный доход.
Бизнес план кинотеатра при многозальной сети также снижает инвестиционные риски: вы уже не зависите от одного кинотеатра, вы сформировали определённый «инвестиционный портфель» в отдельно взятой отрасли развлечений. И если вдруг назреет необходимость закрыть один кинотеатр, то это существенно не повлияет на работу всей сети кинозалов. Все издержки у вас при этом останутся на прежнем уровне, поскольку основные отделы работают именно на сеть: рекламный, прокатный, снабжения, эксплуатации и отдел развития.
Конечно, при построении сети кинозалов возникают свои трудности. Например, сложно расписать заранее репертуар для всех кинозалов. Тут важно уметь анализировать рыночный спрос и соответственно прогнозировать прокат. Зато при грамотном решении этой задачи, которая также входит в
бизнес план кинотеатра, зритель будет ходить на показы почти без перерыва, ведь в каждом зале может идти тот фильм, который заинтересует определённую группу людей. Благо фильмов в Россию сейчас завозится несравненно больше, чем раньше, несколько сотен в год.
Цена успеха
Придётся искать значительные средства, так как открытие кинотеатра – бизнес недешёвый.
Бизнес план кинотеатра подразумевает, что только один многозальный кинотеатр площадью около 3-4 тысячи кв.м. потребует $2-3 миллиона, учитывая, что он будет содержать 6-9 залов, а каждый зал обойдётся в $300-400 тысяч. Это без учёта расходов на аренду.
Кинотехнологическое оборудование – это та статья расходов, на которой для успешного проекта экономить нельзя. Школа бизнеса утверждает, что на высшем уровне должно быть всё: проекционное, звуковое и звукоизоляционное оборудование, качественные кресла и сервисное обслуживание. Важны и такие факторы, как цены на билеты, месторасположение и хорошая парковка. Оборудование для одного зала вместительностью 300-400 человек будет вам стоить $100 тысяч. Это стандартный набор, включающий в себя систему Dolby Digital. При увеличении размеров зала затраты увеличатся: нужна будет более мощная лампа для проектора, а также дополнительное количество колонок и усилителей. Если же дополнительно открыть VIP залы, то вероятна некоторая экономия: снизится количество мест, а соответственно, и затраты на оборудование. Повысится лишь стоимость кресел. Поэтому перед тем, как открыть кинотеатр, в
бизнес план кинотеатра нужно включить вопрос, будете ли вы приобретать оборудование в на собственные средства, или же предпочтёте воспользоваться лизинговыми схемами.
Обустройство баров есть смысл отдать на аутсорсинг. Стоимость барной стойки может составить до $2 тысяч за метр. Обычно кинотеатр предлагает хотя бы две точки питания: одна поставляет поп-корн и прохладительные безалкогольные напитки, а вторая – более широкий ассортимент, в том числе и горячие блюда.
Окупаемость и доходы кинотеатра
Окупаемость кинотеатра ещё недавно составляла в среднем три года. Теперь же конкуренция привела к уменьшению стоимости билетов, а посещаемость в связи с кризисом снизилась, и окупаемость выросла на срок от 5 до 7 лет, в зависимости от того, строите ли вы залы на собственные деньги, либо арендуете кинозалы. В арендованных кинотеатрах наибольшие суммы тратятся на отделку помещения, фойе, стен, подготовку акустики.
Основными статьями дохода в кинотеатре являются поступления непосредственно от кинопоказа (60% всех средств), средства рекламодателей и доход от игровых зон (10%), поступления от кинобаров (30%). Из средств, полученных от проката, половину нужно будет отдать продюсерам и на авторский гонорар.
В больших городах бизнес до сих пор имеет перспективы, и если вы готовы ждать и расширяться, обладаете достаточными средствами для инвестиций в сеть кинозалов – то этот проект для вас.