В последние годы довольно широко распространился сервис курьерской доставки. Этому особенно способствовало развитие хай-тека, а конкретно – открытие множества интернет-магазинов. Различные товары, корреспонденция или счета курсируют в огромном количестве как из одного города в другой, так и в пределах городской черты, от магазина до дверей заказчика. Поэтому Школа бизнеса утверждает:
бизнес план курьерской службы на сегодняшний день очень актуален.
Особенности бизнеса
Самая большая и проверенная временем служба доставки – это, конечно, почта России. К тому же она работает по правилам, установленным Международной почтовой конвенцией, а большинство других служб доставки нелицензированы в связи со сложностью в оформлении. Однако медлительность и ненадёжность этой службы уже вошла в поговорки, поэтому многие коммерческие структуры предпочитают всё-таки пользоваться услугами различных транспортных компаний.
Что же, в таком случае, должен обеспечить
бизнес план курьерской службы? Конечно, скорость и надёжность доставки. Благо на рынке компаний, занимающихся экспресс-перевозками, не так уж много, а некоторые факторы (например, увеличение количества GSM-операторов в регионах) потребуют создания небольших организаций, занимающихся доставкой корреспонденции в пределах города или по стране.
Бизнес план курьерской службы имеет много плюсов. Прежде всего это касается набора персонала. Работникам службы доставки не требуется особая квалификация, только ответственность и наличие некоторой физической силы, если планируется доставка тяжёлых товаров типа компьютерной, офисной или бытовой техники. Таким образом вы получите экономию на зарплате персонала, сохранив относительно высокую стоимость доставки.
Определяем инвестиции в бизнес
Первым этапом при составлении
бизнес плана курьерской службы Школа бизнеса советует составить представление о спектре доставляемых товаров. От этого зависят начальные вложения в приобретаемый автопарк и офис. Если вы планируете развозить диски, журналы, корреспонденцию и прочие лёгкие товары, то вам будет достаточно приобрести пару автомобилей либо вовсе велосипеды и арендовать офис с двумя комнатами. Если же вам нужно будет доставлять что-то более тяжёлое (бытовую или офисную технику, мебель) – то понадобится уже от 10 до 40 автомобилей в зависимости от величины компании, а также арендовать дополнительно к офису и гаражу небольшой склад. Примерно такой же уровень расходов будет у компании, занимающейся доставкой пиццы, тортов, суши и прочей пищевой продукции.
Если условия доставки таковы, что оплата реализуется через курьера при получении товара покупателем, то
бизнес план курьерской службы должен предусмотреть получение банковской лицензии на такие операции. Надо сказать, что это довольно непросто и недёшево.
Ещё одна статья расходов – это зарплата персоналу. Обычно курьеры получают за доставку корреспонденции $0,06-0,2. В месяц в среднем это $200.
Часть прибыли может пойти на пошив формы для курьеров. Чаще всего это обычная ветровка из болоньи, на которую нанесена символика фирмы.
Для старта небольшой курьерской службы, обслуживающей несколько интернет-магазинов, потребуется $3-5 тысяч.
Ищем кадры
Поскольку работа курьера в общем-то низкооплачиваемая, основной состав работников курьерской службы – это пенсионеры и студенты, которые согласны проводить в разъездах большую часть дня. При этом пожилые люди более надёжны, чем студенты, однако не в состоянии доставлять тяжёлый груз. Льготы этой категории работников позволяют им частично или полностью компенсировать проезд, который не оплачивается работодателем. Также им не оплачиваются отпускные и больничные. Возникает вопрос: где таких людей найти? Бывает достаточно подать объявление в газету либо расклеить объявления в местных ВУЗах. Чтобы не возникло недоразумений в процессе работы, нужно заранее составить документ, в котором будут подробно прописаны обязанности курьера, и подписать его обоими сторонами. В нём также должен присутствовать пункт о вероятной повторной доставке груза.
При доставке груза на автомобилях стоимость работников существенно растёт, поскольку здесь уже нужна квалификация водителя. Кроме того, возникают расходы на бензин, ремонт авто и прочие траты. Сэкономить можно, если нанять людей с личным автотранспортом, тогда не нужно будет покупать собственный парк машин. Кроме того, можно выдвинуть условия, при которых доставка автотранспортом будет осуществляться при покупке товара на определённую сумму либо в определённых районах: с сокращением продолжительности выезда сокращаются и транспортные расходы.
Считаем прибыль
Цены на услуги курьерской службы могут очень сильно варьироваться: в зависимости от объёма заказа, сроков доставки или веса груза стоимость может различаться в 2-5 раз. В
бизнес плане курьерской службы должны быть тщательно прописаны расценки на все услуги. Самая выгодная из них – это экспресс доставка (в течении нескольких часов) тяжёлых пакетов, которые оплачиваются по весу.
Для крупных компаний, которые предлагают свои услуги по стране или даже по миру, возможна дополнительная прибыль: услуги страхования, таможенного оформления, складирования грузов и информирование клиентов о состоянии и местонахождении груза.