Из всех бизнес-идей реализация продуктов питания самая удачная, поскольку именно этот товар пользуется стабильным спросом даже в кризисные времена по понятным причинам. Супермаркет – это место особо посещаемое, поскольку большинство семей предпочитают закупать всё необходимое в одном месте, тем более, если достаток позволяет обходиться без посещения рынка. Сегодня Школа бизнеса раскроет для своих посетителей вопрос «
как открыть супермаркет», а также вашему вниманию предстанет
бизнес-план супермаркета средних размеров, рассчитанный на клиентов со средним достатком, т.е. самый выгодный вариант вложения денег.
Прежде чем перейти непосредственно к
бизнес-плану супермаркета отметим, данная статья не рассматривает процедуру открытия небольшого продуктового магазина (об этом вы можете прочесть в другой статье Школы бизнеса), она посвящена именно вопросу
как открыть супермаркет. Не стоит и сравнивать эти две области, не смотря на то, что и в том, и в другом случае речь идёт о реализации продукции, открытие супермаркета – процесс более сложный и ответственный (требует немалых вложений).
Описание проекта
Бизнес-план супермаркета начнём с описания проекта: указание организационно-правовой формы, описание помещения, товаров, услуг, состава персонала, и в целом преимуществ бизнес-идеи. Именно эти нюансы и рассматривают бизнес-консультанты при ответе на вопрос «
как открыть супермаркет», а также многие другие, выходящие за рамки типового бизнес-плана.
Организационно-правовая форма – общество с ограниченной ответственностью. Большинство достаточно крупных супермаркетов (с уставным капиталом в 1 миллион рублей) используют именно эту форму. ООО может работать как с физическими, так и с юридическими лицами, а это хорошая возможность приобрести надёжных партнёров (поставщиков товара в супермарке) и, возможно, крупных покупателей.
Супермаркет реализует преимущественно продовольственные товары и предметы ежедневного спроса (зубная паста, туалетная бумага, стиральный порошок, салфетки) в отношении 7 к 3-м. Ассортимент подобран из расчёта: больше категорий товаров, меньше разновидностей товара. Поскольку супермаркет рассчитан на клиента со средним достатком, который может купить всё необходимое в одном месте, запастись продуктами и необходимыми товарами на несколько дней или недель. Именно для потенциального клиента категория товаров «полуфабрикаты» будет представлена большим разнообразием, чем любая другая. Супермаркет организован по типу классического: не имеет собственной пекарни, мясного цеха, но в ассортимент товаров входят соответствующие продукты, поставляемые от бизнес-партнёров на выгодных условиях.
Персонал супермаркета составляет 50 человек: 10 кассиров одной смены, 10 – другой, охранники 6 человек также в две смены, администраторы зала – 4 человека, продавцы-консультанты в каждый отдел – 10 человек, разнорабочие – 5, бухгалтера – 4, менеджер. Процедура подбора персонала очень важна в данном бизнесе, поэтому этим будет заниматься специалист – менеджер по подбору персонала (менеджер супермаркета).
Занимаемая площадь – 1500 кв. м, в том числе торговая – 1000 кв. м. Размещен в здании ТК в центре города. Парковка у ТК построена за счёт владельца ТК, вмешает до 50 автомобилей.
Режим работы – с 9.00 до 23.00 без перерыва.
Анализ рынка
Данный раздел
бизнес-плана супермаркета будет зависеть целиком от ситуации в вашем городе. Возвращаясь к нашему примеру, отметим следующее.
Супермаркет самообслуживания указанной площади не будет иметь равноценных конкурентов в небольшом городе. Небольшую конкуренцию могут составить продуктовые магазины в жилых районах. Но их влияние будет не существенным, поскольку месторасположение супермаркета (торговый комплекс в центре небольшого города) обладает необходимой характеристикой – высокая проходимость. А широкий ассортимент привлечёт многих клиентов продуктовых магазинов и юридических лиц.
Финансовая часть
Помимо вложений в сам проект потребуются существенные денежные средства для государственной регистрации предприятия – уставной капитал по решению учредителей составит 100 000 рублей, в 10 крат превосходящий минимальный размер уставного капитала по закону. Этим ходом планируется привлечение крупных бизнес-партнёров.
Оборудование и мебель: стеллажи, холодильные лари, витрины, кассовые терминалы, системы безопасности, кондиционеры. А также расходный материал: чековые ленты, этикетки-наклейки на товар. Не стоит экономить на кассовых терминалах, пусть они будут выполнены в соответствии с последними техническими требованиями (компьютерно-кассовая техника). Эта статья расходов окажется более весомой – 400 тыс. рублей.
Арендная плата, к сожалению, будет очень высокой (центр города, единственный крупный ТК) – 1,5 миллиона рублей в месяц. Но по договору долгосрочной аренды условия и пределы повышения платы будут обговорены.
Зарплата персонала, налоги, оборотные средства – 300 тыс. рублей в месяц.
Закуп товара – 1 миллион рублей.
Рекламные акции, карты для клиентов, предоставляющие скидку на товар в размере 5%, брошюры, распространение POS-материалов, вывеска значительных размеров, растяжки, pr-компании – 200 тыс. рублей.
Итого вложения составят 3,5 миллиона рублей (купить действующий супермаркет со своими проблемами в реализации товара обойдётся в два раза дороже).
Доходы. Минимум 500 покупок в день при ассортименте до 15 000 наименований. Средняя стоимость чека при этом составит – 300 рублей. 4,5 миллиона – ежемесячный доход.
Окупаемость до полутора лет.
Заключение
Заключение в
бизнес-плане супермаркета станет решающей частью. Из него станет ясно насколько проект выгоден для вложений. Укажите рентабельность бизнеса. Рентабельность данного проекта составляет 50%.
Помимо перечисленных пунктов бизнес-плана, существует также масса нюансов, знание которых позволит вам стать экспертом в вопросе
как открыть супермаркет: такие важные моменты как получение разрешений государственных служб, управление персоналом, разработка нормативно-правовой документации, бухгалтерия ООО, разработка рекламной стратегии, стилевое оформление магазина и рекламы, репутация.
Ваш
бизнес-план супермаркета может существенно отличаться: площадь – от 400 до 6000 кв. м; наличие собственных производственных цехов (кулинарный, для приготовления салатов, обвалки мяса), ассортимент товара до 30 000 наименований, число работников и прочие особенности.
Как открыть супермаркет вы теперь немного представляете, бизнес-план для примера у вас также есть. Школа бизнеса советует заняться поиском инвесторов, кредиторов, либо начать работать под логотипом известной торговой сети. Вариантов множество. Желаем вам удачи в реализации столь крупного, но стоящего бизнес-проекта.