В жизни каждого предпринимателя наступает момент, когда он осознает необходимость развиваться, двигаться дальше.
Итак, Вы основали (или купили - неважно) собственное дело, развили его, вложив достаточно времени и средств, и оно начало приносить доход. Теперь необходимо двигаться дальше. Наилучшим решением в данной ситуации является
продажа бизнеса. Данное решение является непростым, так как Ваш бизнес стал Вам родным, и расстаться с ним не так уж и просто, однако для движения вперед продажа просто необходима. Основной задачей на этом этапе является поиск решения, позволяющего получить максимальный доход при минимальных вложениях сил и средств.
Поиск покупателя На первый взгляд пути поиска покупателей очевидны: объявления в газетах, различных бизнес-журналах и на специализированных досках объявлений. Несомненно, эти инструменты являются основными, однако существуют и другие способы
продать бизнес, которыми нельзя пренебречь.
Брокеры Как на любом серьезном рынке, в сфере покупки и продажи бизнеса существуют свои посредники, предлагающие услуги по оказанию помощи в этом непростом деле. Такие компании имеют собственную базу людей, желающих купить либо продать бизнес. Основной задачей брокера является сведение продавца и покупателя, обеспечение для них условий, при которых сделка состоится. Заработком брокера является комиссионное вознаграждение – процент от сделки.
Конкуренты В случае если Ваш бизнес имеет достаточный вес и прочно занимает свое место на рынке, конкуренты наверняка будут заинтересованы в покупке. При обсуждении деталей сделки с конкурентами, ни в коем случае не спешите раскрывать им особенности своего бизнеса, имена основных клиентов и поставщиков. Только убедившись в серьезности намерений покупателя, ему можно открывать сведения, составляющие коммерческую тайну.
Поставщики Если Вы довольно долго ведете дела и Ваш бизнес уже достаточно прочно стоит на ногах, то можно обратиться к поставщикам, предложив им приобрести Вашего дело. Для поставщиков такое предложение может оказаться довольно заманчивым, ведь таким образом они получают возможность расширить сферу влияния в хорошо знакомой им сфере при минимальных финансовых рисках.
Клиенты Для некоторых Ваших клиентов (особенно для тех, кто покупает Вашу продукцию с целью последующей ее перепродажи) Ваше предложение о продаже бизнеса может быть весьма заманчивым. Однако, в случае, когда Вы работаете с несколькими клиентами, являющимися конкурентами, необходимо быть крайне осторожным, обращаясь к одному из них. Наилучшим решением в такой ситуации является использование брокерских услуг. Продавая бизнес, тщательно оцените все стороны сделки: только так Вы сможете получить максимальный эффект.