Книжная индустрия – это сфера особая и товар в ней тоже особенный – книги. Это художественная и научно-популярная, детская и учебная литература, публицистика и документалистика. Продавать «культуру» и «факты» нужно также по-особенному. Так что, если Вы мечтаете открыть собственный книжный магазин и нести культуру в массы, то лучший способ сделать из этого бизнес, причем эффективный, - это обратиться за помощью и консультациями к специалистами такой структуры, как Школа бизнеса.
Начинаем с бизнес планирования
Во-первых, Вам помогут грамотно составить бизнес план книжного магазина, точно просчитать все стартовые затраты. Во-вторых, Школа бизнеса даст Вам ценные рекомендации по реализации и продвижению такого уникального и специфичного товара, как книги. Специфичность книжной продукции состоит не только в особых условиях хранения и размещения книг и журналов. Хорошо составленный
бизнес план книжного магазина непременно учтет и возможность реализации сопутствующих и смежных товаров. Например, помимо книг на площадях книжных магазинов можно часто видеть отделы канцтоваров, мультимедиапродукции, такой как CD, DVD-диски, флэшки, дискеты, как пустые, так и с аудио- или видеоинформацией.
Российский книжный рынок
Наша Школа бизнеса организует для Вас тренинг, где Вы сможете ознакомиться с особенностями книжного рынка России. Сразу оговоримся, что между книгоиздательской деятельностью и реализацией книг существует огромная разница. В целом обороты рынка данной отрасли торговли по России составляют примерно три миллиарда долларов в год. Темпы роста этой сферы поражают. Россия, действительно, по-прежнему держит марку самой читающей страны в мире. Только за последние 5 лет книжный рынок увеличил свою долю более чем на 87%. Даже связанное с экономическим кризисом снижение покупательского спроса, снизило темпы роста только на 10 %. За прошедший 2009 г. доля объема реализации книжной продукции в общей массе увеличилась на 75% по сравнению с предыдущим годом. Рост доходов этой отрасли отчасти связан не только с покупательским спросом и увеличением ассортимента, но и с ростом цен. Ежегодно цены на книги увеличиваются в среднем на 15%. По оценкам специалистов в ближайшие несколько лет книжные магазины закрываться не собираются, их число будет только расти. Правда, от передела сфер влияния между крупными книготорговыми сетями, закрытия нерентабельных и открытия новых книжных магазинов никто не застрахован.
Можно быть уверенным, что даже в трудной экономической ситуации граждане стремятся получать новую информацию и отдыхать душой за прочтением литературных бестселлеров.
Лиха беда начало…
Итак, Вы решили стать владельцем книжного салона. Покупательский контингент очень приятный – сплошь начитанная интеллигенция, люди, с которыми приятно пообщаться. Вот, все сомнения остались позади и перед Вами уже готовый
бизнес план книжного магазина, готовый к претворению в жизнь. Для начала нужно прикинуть, какой площади Вам необходимо помещение. В нем должны быть свободно расставлены стеллажи и витрины, чтобы покупатели могли спокойно полистать и просмотреть понравившийся экземпляр. Понятно, что слишком маленькое помещение – до 20 кв. м. не подойдет, а слишком большое – более 200 кв.м. абсолютно не нужно. Неплохо было бы сразу сориентироваться относительно ассортимента. Многие книжные магазины определяют себе специализацию. Скажем, преобладание женской, технической, детской или исторической литературы. Не последнюю роль играет и закупочная стоимость. Для детских и художественных изданий можно закупать и более дорогие подарочные экземпляры, а вот историческая, документальная, публицистическая литература больше ценна свои содержанием и приобретающие ее люди не станут переплачивать за более дорогую обложку или подарочную упаковку. Сумма инвестиций и рентабельность продаж во многом будут зависеть от того, какой численности Вы наберете штат, как дорого Вы заплатите за ремонт и отделку торгового зала, насколько совершенные системы охраны, видеонаблюдения и учеты установите и т.д. Составленный квалифицированными специалистами
бизнес план книжного магазина учтет все эти момент и будет содержать рекомендуемые суммы и расчеты. Помимо всего прочего в таком плане непременно должны найти отражение анализ потенциальных потребителей книжной продукции и оценка крупных книжных издательств, а также выкладки по конкурентам, как мелким предпринимателям, так и крупным книготорговым сетям.
Непременным условием успешности любого бизнеса является четкое планирование и структурирование расходов. Концентрация на главном поможет и обустроить в соответствии с техническими требованиями складские и подсобные помещения, и грамотно распланировать и расставить стеллажи в торговом зале, просчитать необходимое количество сотрудников и т.д. Немаловажным моментом является создание комфортных условий для выбора покупателем Вашей продукции, то есть, есть смысл предусмотреть скамейки или кресла, если позволяет площадь, где можно присесть и ознакомиться с аннотацией или содержанием понравившейся книги. Само собой, что освещение играет очень важную роль. Оно непременно должно быть достаточным и мягким, чтобы не резать глаза, и не влиять на хранящиеся на полках книги.
Торговля книгами не менее хлопотная, чем
торговля продуктами питания. В складских и торговых помещениях непременно должен быть создан соответствующий климат, с поддержанием строго определенного уровня влажности. Если раньше Вы никогда не сталкивались с этой отраслью, то составить хороший
бизнес план книжного магазина нужно доверить квалифицированным специалистам.