Гостиничный бизнес привлекает многих. Поэтому Школа бизнеса предлагает вам без колебаний попробовать свои силы в новой стихии. Необходим, конечно же, бизнес план отеля. И лучше бы поручить его написание профессионалам. Впрочем, если вы разбираетесь в гостиничном бизнесе (а иначе ничего не получится), то попытайтесь создать план самостоятельно.
С чего начать
Прежде всего, стоит определиться с форматом. Если вы – новичок, то лучше остановить свой выбор на варианте открытия мини-отеля. Он предполагает, что в вашем заведении будет не более 50 номеров. А, быть может, и того меньше. Бизнес план отеля должен в любом случае содержать данные об анализе рынка. Ведь в вашем городе может быть предостаточно гостиниц. Особенно если он – курортный. Необходимо четко все просчитать, чтобы не стать владельцем отеля, которому суждено разориться. Гостиничный бизнес не терпит невнимательности.
Основная проблема, с которой вам предстоит столкнуться, это – поиски недвижимости. Часто гостиницы размещают в выкупленных и перестроенных квартирах и коммуналках. Но чтобы официально оформить такое заведение, все помещения понадобится перевести в нежилой фонд. А этот процесс может затянуться на годы. Вот и приходится бизнесменам обретаться в жилом фонде, что, как вы понимаете, незаконно. Отсюда и проблемы с рекламой, получением звезд, формированием сетевых альянсов и так далее.
Еще одна проблема, которая вас поджидает – это то, что многие ГОСТы, санитарные и пожарные нормы в нашей стране неизменны с советских времен. А это совершенно не соответствует действительности и нынешним условиям. Сейчас многие малые отели работают нелегально именно по этой причине. Но в любом случае – не стоит бояться, все проблемы решаемы, нужно только захотеть.
Этапы организации бизнеса
Бизнес план отеля предусматривает, что вы будете искать помещение. Ищите коммуналки выше вторых этажей, лучше в «фасадных» домах, в хороших районах с развитой инфраструктурой. Оптимальный вариант – иметь неподалеку рестораны, магазины, кафе. Что касается площади, то, учитывая необходимость размещения номеров, кухни, коридоров, административных помещений, она должна быть минимум 300 квадратов, а лучше 400. Будьте готовы к тому, что расселение и покупка подобной коммунальной квартиры – удовольствие не из дешевых. В мегаполисе это может обойтись и в 800 тысяч долларов.
Допустим, вам все же удалось найти помещение. Следующее, что вы должны сделать – это реконструировать его и заняться перепланировкой. Это будет стоить примерно 400 тысяч долларов. Стоит подготовить себя к тому, что получение всех разрешительных документов, подготовка, последующее согласование и, наконец, утверждение проекта перепланировки отнимут не менее года. После этого на соответствие помещения нормативам его проверят чиновники. И только потом вам понадобится заключать многочисленные договора с пожарными, Водоканалом, энергетиками и так далее.
Бизнес план отеля предполагает также разработку интерьера. Ваша гостиница не должна напомнить коммунальную квартиру или общежитие. Сейчас можно пригласить дизайнера интерьеров, который предложит грамотную концепцию. Отель должен быть уютным, чистым и самое главное – удобным для гостей. Предстоит вам и закупка мебели, бытовой техники, предметов интерьера и другого оборудования для гостиницы. Все это может стоить вам еще примерно 250 тысяч долларов. Специалисты рекомендуют грамотно сделать классность номеров. Не должно быть большого разброса. Например, недопустима ситуация, когда в отеле три люкса и двенадцать комнат типа хостела. Обе группы клиентов в итоге, как минимум, засомневаются. Не стоит сдавать номера на час. Это портит репутацию.
Формирование ценовой политики – отдельная история. Для того чтобы не прогадать, понадобится грамотно оценить ситуацию на рынке, узнать, как с этим обстоят дела у конкурентов в регионе.
Очень важный момент, который освещает бизнес план отеля, это подбор персонала. Если ваш отель имеет 10 номеров, то понадобится управляющий, три администратора, бухгалтер, старший администратор, несколько горничных, человек в отдел бронирования. В идеале все эти люди должны владеть английским. Но если не все, то администраторы точно. Обязательно продумайте, какие дополнительные услуги вы могли бы предоставлять. Например, можно заключить соглашения с рестораном, экскурсионным бюро, прачечной, автостоянкой, находящимися неподалеку. Естественно, необходимо позаботиться и о рекламе. Обязателен сайт в Интернете. Конечно же, нужна и наружная реклама. Не забудьте дать объявления на местные радиостанции.
Таким образом, чтобы запустить небольшой отель, вам понадобится не менее миллиона долларов, а то и больше. Все затраты окупятся только через 5-6 лет.