Не обязательно вникать во все тонкости ресторанного бизнеса, если вы не собираетесь открывать свое заведение, а просто любите проводить время в кафе, однако кое-что знать об этом деле все же стоит.
Завсегдатаи ресторанов постепенно на интуитивном уровне начинают понимать, как с первого взгляда определить, стоит ли обедать в заведении, какой будет уровень цен и что лучше заказать, чтобы вкусно поесть и не переплатить. Тем, кто пока не изучил общепит родного города так досконально, пригодятся некоторые сведения о ресторанном бизнесе.
Как известно, самые прибыльные позиции в меню для любого заведения — это чай и кофе. Чашечка эспрессо продается с наценкой в 500% от стоимости сырья, так что не стоит чувствовать себя неловко, зайдя в приличное место погреться и подождать встречи и заказав лишь кофе — вы приносите заведению прибыль, так что и обслуживать вас должны хорошо. Прибыльным блюдом также является картофель фри — картошка дешево стоит, и готовить такой «деликатес» очень просто. В то же время, это обычно один из самых недорогих гарниров в меню.
Минимальную прибыль ресторану дают приготовленные цельные куски мяса и рыбы, например, стейки. Такие позиции обычно стоят дороже «составных» блюд, но и себестоимость продукта весьма высока. Допустим, стейк продают за 1000 рублей, а цена куска мяса — порядка 400. Получается наценка в 2,5 раза, что несравнимо с 500-процентной накруткой на кофе.
Что нужно знать о ресторанном счете? Прежде всего, документ, который приносят на стол, даже если он напечатан на кассовой ленте, не является фискальным документом. Если клиент, получив пре-чек, улизнет из заведения, не заплатив, недостачи в кассе не будет — все будет обставлено так, как будто стол и не обслуживался. Потраченные продукты, в зависимости от благосклонности начальства, либо спишут в специальную графу «потери», куда уходят неизбежные кражи, или же вычтут из зарплаты ни в чем не повинного повара.
Даже если на пре-чеке будет указано, во сколько открыт и закрыт счет, эти данные обычно можно отменить —
программа для кафе это позволяет, правда, нужно иметь специальный уровень доступа.
Многие кафе прогорают на воровстве персонала: официанты просто не проводят платежи клиентов и кладут деньги гостей себе в карман. Увы, так делают даже тогда, когда посетители оставляют щедрые чаевые. Один из способов убедиться, что все чисто — подойти на кассу и расплатиться там. Кстати, если вы оплачиваете свой счет банковской картой, то только так и стоит поступать, поскольку отдавать «пластик» кому-то в руки и позволять уносить его небезопасно — известны случаи, когда персонал списывал все данные с карты, включая CVV- код, и, к примеру, оплачивал дорогостоящие покупки в Интернете.